Адаптация персонала

Является ли декларация по ндс коммерческой тайной

Налоговая отчетность это коммерческая тайна

Является ли декларация по НДС коммерческой тайной — такой вопрос возникает у организации, например, в случае, когда контрагент перед заключением договора просит предоставить названную отчетность.

Оглавление:

Далее мы расскажем, как правильно поступить в такой ситуации.

Декларация по НДС: относится ли к коммерческой тайне налоговая отчетность?

Закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (далее — закон № 98-ФЗ) не относит сведения о налоговых платежах к категории данных, которые не могут представлять коммерческую тайну организации (ст. 5 закона № 98-ФЗ).

Таким образом, организация, если посчитает необходимым, может закрепить в локальном документе — положении о коммерческой тайне, что такая информация носит конфиденциальный характер (см. п. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ).

Если же контрагент просит организацию представить этот документ в целях проверки благонадежности будущего партнера, то можно передать для анализа титульный лист и раздел 1 декларации по НДС с отметками ФНС, что уже будет служить подтверждением исполнения организацией своих обязанностей в части уплаты налога.

В случае если декларация подается в электронном виде, контрагенту можно представить выгруженные из личного кабинета в используемой системе передачи отчетности (например, через сайт ФНС) извещения от налогового органа о вводе данных в общую базу данных ФНС или о получении названным госорганом декларации.

Контрагент, в свою очередь, может запросить сведения об уплате НДС этим юрлицом или ИП и в самой налоговой инспекции, т. к. эти данные не относятся к налоговой тайне (подп. 3 п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ). Это же умозаключение подтверждается и официальными разъяснениями Минфина России (см. письмо ведомства от 04.06.2012 №/1-134).

Является ли устав коммерческой тайной?

Содержание учредительной документации не может быть коммерческой тайной организации, о чем прямо сказано в законе № 98-ФЗ (см. абз. 2 ст. 5 названного закона).

Кроме того, такие документы, как ИНН и ОГРН, лицензии, точно так же недопустимо скрывать и обозначать как конфиденциальную информацию. Перечисленные документы закон обязывает размещать в свободном доступе для ознакомления, например, потребителями — в уголке покупателя (п. 1 ст. 9 закона РФ « О защите прав потребителей» от 07.02.1999 №).

Также некоторые юрлица по закону обязаны размещать устав на своем сайте в интернете. Например, такая обязанность есть у государственных и муниципальных учреждений (см. п. 6 приказа Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н).

Бухгалтерский баланс — коммерческая тайна или нет?

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности установление режима коммерческой тайны недопустимо (п. 11 ст. 13 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Бухгалтерский баланс — одна из составных частей бухотчетности (п. 5 приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н), соответственно, он не может составлять коммерческую тайну. Этим же приказом также подтверждается публичность бухотчетности и устанавливается обязанность организации обеспечить возможность ознакомления с ней пользователей (п. 42).

Являются ли зарплата и штатное расписание коммерческой тайной?

Согласно абз. 6 ст. 5 закона № 98-ФЗ информация о численности и составе сотрудников и о системе вознаграждения труда не может быть отнесена к коммерческой тайне. При этом под системой оплаты труда подразумевается не только ее вид (сдельная, почасовая и т. д.), но и размеры окладов, тарифных ставок, доплат, надбавок, премий (ст. 135 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, ни размер зарплаты, ни содержимое штатного расписания к коммерческой тайне не относятся, что подтверждается и судебной практикой (например, решение Суоярвского райсуда Республики Карелия от 12.07.2010 по делу № 2-340/2010).

Итак, ни бухбаланс, ни содержание учредительных документов, ни сведения о зарплате сотрудников (как и штатное расписание) не могут составлять коммерческую тайну организации. Декларацию по НДС юрлицо или ИП не обязаны представлять по запросу контрагенту, хотя последний может запросить соответствующие сведения в органах ФНС, т. к. указанная информация не относится к налоговой тайне.

Новый закон о бухучете вынуждает заняться коммерческой тайной

В 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон радикально пересмотрел возможность отнесения бухгалтерской отчетности к информации, составляющей коммерческую тайну.

Вместо императивной конструкции ч. 4 ст. 10 одноименного Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» мы получили не менее радикальное, но прямо противоположного смысла указание в ч. 11 ст. 13 нового закона «В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны».

Более того, для бухгалтерской отчетности введено понятие обязательного экземпляра, который экономические субъекты, обязанные ее составлять (кроме организаций госсектора и Банка России), должны предоставить в орган государственной статистики по месту госрегистрации. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс, к которому обеспечивается доступ заинтересованным лицам. Причем без оговорки «в случаях, предусмотренных законом», а просто «заинтересованным лицам». Ограничения доступа допускаются только в интересах сохранения государственной тайны.

Новая редакция закона не разъясняет, как быть с возникающей при этом коллизией с ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об акционерных обществах», разрешающей доступ к документам бухгалтерского учета только акционерам, имеющим в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, ч. 7 ст. 10 обязывает экономический субъект по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа. Вопрос о возможности отнесения всего регистра или его части к информации, составляющей коммерческую тайну, также повис в воздухе.

В новом законе отсутствует положение о том, что в регистрах бухгалтерского учета накапливается информация для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, ранее содержавшаяся в ч. 1 ст. 10. Таким образом, считать, что исходные данные для бухгалтерской отчетности, содержащиеся в регистрах, не могут составлять коммерческую тайну, оснований нет. С другой стороны, в случае попадания в отчетность сведений из регистра нарушается одно из требований, определяющих возможность отнесения информации к коммерческой тайне, – неизвестность ее на законном основании третьим лицам.

В целом вывод неутешительный – бухгалтерская отчетность и регистр, ранее бывшие «интимными9raquo; делами организации, которые она была вправе закрыть от посторонних глаз, становятся фактически общедоступными (отчетность) или неохраноспособными (регистр). Если бы речь шла только о доступности их для госорганов, к этому еще можно было бы отнестись спокойно, хотя Федеральный закон № 8-ФЗ очень широко трактует понятие информации о деятельности органов власти, относя к ней и полученную этими органами информацию, и предоставляет широкие возможности доступа к ней любых лиц, в том числе по немотивированным запросам. Но новый закон идет еще дальше, устанавливая в отношении возможности доступа бланкетную норму и отсылая нас к другим законам. И каковы будут последствия этого, покажут только время и практика правоприменения.

Так что скучать некогда. Всем, у кого установлен режим коммерческой тайны, необходимо пересмотреть перечни информации, составляющей коммерческую тайну, если этого не было сделано ранее, разобраться с наличием в них бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета – и срочно вносить коррективы. Наличие в перечнях неохраноспособной информации, отнесение которой к коммерческой тайне прямо запрещено законом или которая не удовлетворяет требованиям п. 2 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» (98-ФЗ) и ст. 1465 IV части ГК РФ, может привести к признанию перечня не соответствующим закону (т.е. не имеющим юридической силы) и к оспариванию правомерности установления режима коммерческой тайны вообще. Помните, «режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи» (ст.ФЗ)? А первая среди этих мер – разработка перечня информации, составляющей коммерческую тайну. Перечень юридической силы не имеет – нет и режима. А наши суды, основываясь на внутреннем убеждении, много чего нарешать могут.

При перепечатке материалов сайта гиперссылка на www.iksmedia.ru обязательна.

Сетевое издание «ИКС-медиа» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаци.

Учредитель: ООО «ИКС-МЕДИА». Главный редактор: Кий Н.Б.

Адрес редакции:, Россия, Москва, Огородный проезд, д. 5, стр. 3.

Телефоны: , , .

Источник: http://kleotur.info/nalogovaja-otchetnost-jeto-kommercheskaja-tajna/

клиент просит копии деклараций

узнайте сначала — чем они мотивируют, почему им нужна эта информация

тогда и ответ можно грамотно написать

также имеет смысл поговорить с менеджером, кто курирует данного клиента — он может знать доп инфу (может у клиента такая процедура приемки поставщика)

копии баланса с отметкой налорга ему должно быть достаточно, чтобы убедиться, что вы живая контора.

нужно поинтересоваться, зачем ему декларации. насчет прибыли ничего в голову пока не приходит, а насчет НДС, может хочет убедиться, что вы плательщик НДС.

Источник: http://www.audit-it.ru/forum/1/_klient-prosit-kopii-deklaraciy/

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность. Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной. Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками. В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст. 102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной. Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания). Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ.

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

К налоговой тайне не относятся сведения, полученные налоговыми органами и другими госструктурами, относимые к исключениям, указанным в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ. Они следующие:

  • ИНН.
  • Сведения о налогоплательщике, ставшие общедоступными, включая те, которые стали такими с его согласия. В наиболее полном виде общедоступная информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ. В настоящее время ее может получить на сайте ФНС любой заинтересованный пользователь, указав в запросе наименование и ИНН или ОГРН интересующего юрлица.
  • Сведения о нарушениях плательщика, связанных с налоговым законодательством, включая недоимки, пени и штрафы, имеющиеся у него.

Как узнать о наличии задолженности физлица по налогу на транспорт, как узнать сумму налога по ИНН см. статью: «Как узнать транспортный налог по ИНН (без регистрации)?».

  • Сведения, предоставленные налоговыми или правоохранительными органами других стран, переданные в рамках международных договоренностей о сотрудничестве указанных ведомств этих стран с РФ.
  • Информация о применении налогоплательщиком спецрежимов или участии его в консолидированной группе плательщиков налогов.
  • С июня 2016 года среднесписочная численность работников за предшествующий год не относится к данным, составляющим налоговую тайну.
  • С этого же периода не является тайной информация об уплаченных налогах, взносах и сборах организации за предыдущий год. Исключения — сведения о суммах таможенных сборов, взимаемых в рамках ЕАЭС, а также суммах, переведенных в рамках обязательств налогового агента.
  • Информация о размере доходов и расходов за предшествующий год, предоставленная в налоговые органы в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • С 2016 года открытой считается также информация о постановке на учет организаций и физических лиц других стран.

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Перечень предоставляемой в налоговые органы информации, разрешенной для разглашения, строго ограничен. Значит, в состав налоговой тайны включаются сведения, не указанные в вышеприведенном списке исключений. Сюда можно отнести любую информацию о производственных процессах, проходящих в компании, о партнерах организации и условиях сделок. Под данными, составляющими налоговую тайну, понимаются и сведения, полученные в рамках проведения налоговых проверок, данные, полученные от органов, выдающих лицензии, учреждений соцзащиты, медицинских и образовательных учреждений, нотариальных контор и банков. В частности, к тайным относятся сведения, содержащиеся в специальных декларациях, поданных гражданами в рамках закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Налоговая тайна — часть информации, носящей конфиденциальный характер. Организация заинтересована в сокрытии информации о своих клиентах и поставщиках, о способах и методах осуществления своей предпринимательской деятельности и пр. Данная информация защищена понятием коммерческой тайны. Коммерческая тайна регулируется одноименным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ. Ст. 5 данного закона устанавливает перечень сведений, которые не могут являться коммерческой тайной. Налоговые декларации не упомянуты в этом перечне. Следовательно, налоговые декларации могут являться коммерческой тайной, что организация может закрепить в своем нормативном документе — Положении о коммерческой тайне.

Узнать, утечку какой информации можно защитить положением о коммерческой тайне, скачать его образец можно в статье «Положение о коммерческой тайне — образец 2016 года».

Итоги

Взаимодействуя с налоговыми органами, руководство любой организации надеется на сохранность конфиденциального характера передаваемой информации. Конфиденциальности, по мнению налогоплательщиков, должно способствовать наличие статьи в налоговом кодексе, посвященной налоговой тайне. Она регламентирует, какая именно информация обязана оставаться скрытой, а какая может быть доступна общественности. В последнее время наблюдается тенденция вывода все большей информации о налогоплательщиках из-под грифа «налоговая тайна».

Источник: http://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/kakie_svedeniya_sostavlyayut_nalogovuyu_tajnu/

Является ли декларация по НДС коммерческой тайной?

Декларация по НДС: относится ли к коммерческой тайне налоговая отчетность?

Закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (далее — закон № 98-ФЗ) не относит сведения о налоговых платежах к категории данных, которые не могут представлять коммерческую тайну организации (ст. 5 закона № 98-ФЗ).

Таким образом, организация, если посчитает необходимым, может закрепить в локальном документе — положении о коммерческой тайне, что такая информация носит конфиденциальный характер (см. п. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ).

Более подробно об этом документе можно прочитать в другой нашей статье: « Положение о коммерческой тайне — образец года »).

Если же контрагент просит организацию представить этот документ в целях проверки благонадежности будущего партнера, то можно передать для анализа титульный лист и раздел 1 декларации по НДС с отметками ФНС, что уже будет служить подтверждением исполнения организацией своих обязанностей в части уплаты налога.

В случае если декларация подается в электронном виде, контрагенту можно представить выгруженные из личного кабинета в используемой системе передачи отчетности (например, через сайт ФНС) извещения от налогового органа о вводе данных в общую базу данных ФНС или о получении названным госорганом декларации.

Контрагент, в свою очередь, может запросить сведения об уплате НДС этим юрлицом или ИП и в самой налоговой инспекции, т. к. эти данные не относятся к налоговой тайне (подп. 3 п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ). Это же умозаключение подтверждается и официальными разъяснениями Минфина России (см. письмо ведомства от 04.06.2012 №/1-134).

Является ли устав коммерческой тайной?

Содержание учредительной документации не может быть коммерческой тайной организации, о чем прямо сказано в законе № 98-ФЗ (см. абз. 2 ст. 5 названного закона).

Кроме того, такие документы, как ИНН и ОГРН, лицензии, точно так же недопустимо скрывать и обозначать как конфиденциальную информацию. Перечисленные документы закон обязывает размещать в свободном доступе для ознакомления, например, потребителями — в уголке покупателя (п. 1 ст. 9 закона РФ « О защите прав потребителей» от 07.02.1999 №).

Кроме того некоторые юрлица по закону обязаны размещать устав на своем сайте в интернете. Например, такая обязанность есть у государственных и муниципальных учреждений (см. п. 6 приказа Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н).

Бухгалтерский баланс — коммерческая тайна или нет?

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности установление режима коммерческой тайны недопустимо (п. 11 ст. 13 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Бухгалтерский баланс — одна из составных частей бухотчетности (п. 5 приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н), соответственно, он не может составлять коммерческую тайну. Этим же приказом также подтверждается публичность бухотчетности и устанавливается обязанность организации обеспечить возможность ознакомления с ней пользователей (п. 42).

В некоторых случаях законом установлена обязанность по раскрытию финотчетности, составной частью которой является бухбаланс, путем публикации ее в сети Интернет (например, данная обязанность установлена для акционерных обществ гл. 71 Положения о раскрытии информации, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

Являются ли зарплата и штатное расписание коммерческой тайной?

Согласно абз. 6 ст. 5 закона № 98-ФЗ информация о численности и составе сотрудников и о системе вознаграждения труда не может быть отнесена к коммерческой тайне. При этом под системой оплаты труда подразумевается не только ее вид (сдельная, почасовая и т. д.), но и размеры окладов, тарифных ставок, доплат, надбавок, премий (ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации). О том, является ли штатное расписание локальным актом, читайте в нашей статье Является ли штатное расписание локальным нормативным актом?

Таким образом, ни размер зарплаты, ни содержимое штатного расписания к коммерческой тайне не относятся, что подтверждается и судебной практикой (например, решение Суоярвского райсуда Республики Карелия от 12.07.2010 по делу № 2-340/2010).

Итак, ни бухбаланс, ни содержание учредительных документов, ни сведения о зарплате сотрудников (как и штатное расписание) не могут составлять коммерческую тайну организации. Декларацию по НДС юрлицо или ИП не обязаны представлять по запросу контрагенту, хотя последний может запросить соответствующие сведения в органах ФНС, т. к. указанная информация не относится к налоговой тайне.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Источник: http://rusjurist.ru/tajna/kommercheskaya_tajna/yavlyaetsya_li_deklaraciya_po_nds_kommercheskoj_tajnoj/

Является ли декларация по НДС коммерческой тайной

Вопрос о принадлежности данных налоговой декларации к коммерческой тайне встает, в основном, тогда, когда предоставить их для ознакомления требует контрагент хозяйствующего субъекта. Правомерен ли отказ в такой ситуации и когда отказывать нельзя, что считается коммерческой тайной согласно законодательству и как должно охраняться? В этих тонкостях необходимо разбираться, дабы избежать неприятных последствий.

Определение коммерческой тайны

Данное понятие и все связанные с ним нюансы регулируются Законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (далее — ФЗ № 98). Согласно ему, коммерческой тайной считаются любые данные, касающиеся производственных, технических, экономических, организационных и иных процессов, происходящих в субъекте хозяйствования, имеющие реальную или теоретическую коммерческую значимость ввиду неизвестности их иным лицам. В обязательном порядке они должны удовлетворять следующим признакам:

  • отсутствие к ним свободного и беспрепятственного доступа;
  • в отношении их обладателем (налогоплательщиком) введен режим коммерческой тайны.

То есть администрацией организации в приказном порядке определен перечень данных, составляющих коммерческую тайну, установлен алгоритм их использования, следование которому строго контролируется (ст. 10, п. 1 ФЗ № 98). Эта информация охраняется и без применения определенных усилий по ликвидации средств защиты ее не получить.

В совокупности с производственной, коммерческая тайна составляет налоговую тайну, регулируемую положениями сто второй статьи НК.

На законодательном уровне спецрежим производственной тайны не установлен. Под ней могут пониматься любые данные, касающиеся процесса изготовления благ (ст. 1465 ГК, ст. 3 ФЗ № 98).

Какие сведения составляют налоговую тайну

К таковым сведениям относят данные о:

  • протекающих в субъекте хозяйствования производственных процессах,
  • его партнерах;
  • условиях сделок;
  • итоги налоговых проверок;
  • сведения специальных деклараций.

Является ли декларация по НДС коммерческой тайной

Сведения налоговых декларация не входят в перечень данных, не составляющих коммерческую тайну, определенный пятой статьей ФЗ № 98.

Исходя из этого, декларации по НДС могут составлять коммерческую тайну, что закрепляется хозяйствующим субъектом в локальном нормативном документе — Положении о коммерческой тайне.

Они могут не предоставляться по прямому требованию контрагента, однако, он может запросить интересующие данные в органах ФНС, поскольку они не считаются налоговой тайной. Поэтому важно ставить на подаваемой налоговой документации гриф «Коммерческая тайна».

Является ли устав коммерческой тайной

Акцент на то, что содержание учредительной документации не может составлять коммерческую тайну, сделан во втором абзаце пятой статьи ФЗ № 98.

Более того, некоторых юрлиц (государственных и муниципальных) законодательство обязывает размещать устав на своих интернет-порталах (п. 6 приказа Минфина № 86н).

Является ли отчет о финансовом состоянии коммерческой тайной

Информация бухгалтерских (финансовых) отчетов не может являться коммерческой тайной (п. 11, ст. 13 ФЗ № 402). Это постулирует и приказ Минфина № 43н, подтверждающий ее публичность и вменяющий организациям обязанность по обеспечению возможности беспрепятственного с ней ознакомления (п. 42).

Являются ли зарплата и штатное расписание коммерческой тайной?

Пятая статья ФЗ № 98 указывает на то, что численность и состав штата, а также СОТ, не являются коммерческой тайной. Это подтверждено и юридической практикой.

Данные, не являющиеся налоговой тайной

ФНС может удовлетворить запрос контрагента организации на предоставление следующих сведений о ней, не считающих коммерческой или налоговой тайной согласно ст. 102 НК:

  • ИНН;
  • общедоступной информации (данных из выписки ЕГРЮЛ);
  • об уплаченных сборах, налогах и взносах за прошлый отчетный период;

Суммы, погашенные налоговыми агентами в рамках их обязанностей, составляют исключение.

  • о налоговых нарушениях (в том числе о начисленных пенях и вмененных штрафах);
  • о применении спецрежимов;
  • о списочной численности сотрудников за прошлый отчетный период;
  • о финрезультатах в рамках баланса;
  • о постановке на учет организаций и ИП — нерезидентов.

Отношения с контрагентами и государственными органами по использованию сведений, составляющих коммерческую тайну

Если сведения являются коммерческой тайной, в ознакомлении с ними контрагентам может быть отказано. Впрочем, отказ в доступе к ней налоговой инстанции, исполняющей свои прямые обязанности, будет считаться неправомерным (ст. 6, 15 ФЗ № 98).

При этом, применение к важным данным режима комтайны является допгарантией в подобных деловых взаимоотношениях (ст. 102 НК). Для этого, согласно шестой статье ФЗ № 98, необходимо пометить документы, информацию из которых налоговым инспекторам следует держать в секрете, специальным грифом с указанием наименования и расположения (юрлицам) либо Ф.И.О. и адреса (ИП).

Данные сведения не могут быть раскрыты налоговыми органами и иными госструктурами, их сотрудниками и прочими лицами, в силу служебных обязанностей ими располагающими.

Ответственность за разглашение коммерческой и налоговой тайны

Халатное отношение к подобным сведениям, их утеря либо обнародование обуславливает следующую ответственность виновных в этом должностных единиц согласно отечественному законодательству, независимо от того, являются они сотрудниками субъекта хозяйствования либо госслужащими:

  • дисциплинарную – замечание или выговор, работодатель имеет право уволить работника, если разглашение произошло по его вине (ст.81 ТК);
  • гражданско-правовую ответственность – четко не определена, однако, исходя из общих норм гражданского права, может подразумеваться требование пострадавшей стороны полной компенсации причиненных убытков, возмещения упущенной выгоды;
  • административную – штраф (ст. 13.14 КоАП);
  • уголовную – установлена УК, сто восемьдесят третьей статьей, подразумевает штраф, исправительные или принудительные работа, а также лишение свободы.

Лицу, оперирующему секретными данными, но не имеющему достаточных оснований считать это незаконным, в том числе получившему их ошибочно или случайно, не может вменяться ответственность.

Госслужащие не могут разглашать полученные сведения из баз данных, архивов и иной документации, без соответствующего разрешения на это их обладателя кроме таких случаев, оговоренных в ФЗ, как:

  • запрос судебной инстанции;
  • запрос следственных или дознавательных органов.

Таким образом, коммерческая тайна регулируется специальным федеральным законом, а включающая ее налоговая – Налоговым Кодексом. Данные нормативные акты регламентируют, какие сведения должны держаться в тайне как субъектами хозяйствования, так и ФНС, а какие могут быть общедоступными.

Является ли декларация по НДС коммерческой тайной?

Налоговая тайна: что это такое и кто на нее может покуситься?

  • сведения являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика;
  • об идентификационном номере налогоплательщика;
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  • предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  • предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
  • предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • с 1 января 2014 года не составляет налоговую тайну информация об участии налогоплательщика в составе консолидированной группы налогоплательщиков, а также о применении специального налогового режима (пп. 7 п.1 ст. 102 НК РФ).

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ пункт 1 статьи 102 НК РФ дополнен подпунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2015 г.:

  • предоставляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

Можно предположить, что все остальные сведения, имеющие отношение к налогоплательщику, а также его хозяйственной деятельности, могут являться налоговой тайной.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, а также их должностными лицами, и за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п.2 ст. 102 НК РФ).

Поступившие в госорганы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Например, документированная информация, в том числе на электронных носителях, содержащая сведения, составляющие в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, должна храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц и сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для работы с такими сведениями (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 НК РФ.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Из самого понятия налоговой «тайны» следует, что за незаконное получение сведений, составляющих налоговую тайну и их разглашение должна быть установлена ответственность административная и уголовная.

ИЮНЬСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, а на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, определена ст. 183 УК РФ. Максимальное наказание по данному правонарушению предусматривает принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу государственного органа при исполнении ими своих обязанностей, а также утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения.

Приказом МНС РФ от 03 марта 2003 года № БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» определен порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

Предоставление информации, составляющей налоговую тайну происходит на основании запроса о предоставлении конфиденциальной информации.

Запрос необходимо оформить в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Если запрос направляется по телекоммуникационным каналам связи, то подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью. Основанием рассмотрения запроса является обязательное указание на нормативный правовой акт, который устанавливает право пользователя к налоговой тайне.

Также необходимо указать конкретную цель, связанную с исполнением пользователем определенных законом обязанностей, например находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации. Интересующая пользователя информация может быть предоставлена на бумажном носителе, с использованием технических средств, с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.

Запросы, по форме и содержанию не отвечающие вышеуказанным требованиям исполнению не подлежат.

РЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Кому же могут быть интересны сведения, составляющие налоговую тайну?

В первую очередь, это государственные органы, в связи с проведением ими каких-либо проверок (см. выше), и конечно это контрагенты, которые зачастую при совершении сделок, запрашивают у партнеров различного рода информацию, в том числе и ту, которая составляет налоговую тайну.

Это может быть:

Как узнать является ли организация плательщиком НДС или нет: инструкция по поиску

Как известно, при расчете НДС к уплате в бюджет компания вправе уменьшить его на входящий НДС, полученный в счетах от ее контрагентов. Но если в ходе проверки представленной информации ИФНС посчитает контрагента недобросовестным налогоплательщиком, то она вправе отказать в оформлении вычета или в возмещении НДС из бюджета.

Чтобы снизить свои риски и не допустить подобного негативного сценария налогоплательщикам рекомендовано проявлять должную осмотрительность при выборе бизнес-партнеров и предварительно осуществлять их проверку. В частности, стоит убедиться, что контрагент не относится к фирмам-однодневкам и реально ведет хозяйственную деятельность.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва , Санкт-Петербург .

Данный аспект особо важен ввиду того, что ФНС с 2015 года существенно ужесточила контроль за уплачиваемым НДС. При поступлении к налоговикам декларации по НДС данные из нее проходят перекрестную сверку по всем покупателям/продавцам. В результате запись из Книги продаж продавца обязательно должна найтись в Книге покупок его покупателя.

Если в ходе данной проверки будет выявлено, что существуют разногласия по сумме НДС или реквизитам счета-фактуры, от налогоплательщика потребуют внесение уточнений.

А если контрагент отвечает признакам однодневки, вычет может быть аннулирован.

Как узнать у контрагента

Нередко в ходе проверки у потенциального партнера просят предоставить официальное подтверждение из Налоговой инспекции о том, что его организация является плательщиком НДС. Эта просьба ставит налогоплательщика в затруднительное положение.

Дело в том, что специальной формы информписьма, которое бы подтверждало факт применения общей системы налогообложения и уплаты НДС в бюджет не предусмотрено. Получить такое письмо могут только налогоплательщики на упрощенке и тем самым подтвердить правомерность выставления счетов без выделенного НДС.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва , Санкт-Петербург .

Но у контрагента можно запросить другие документы у контрагента, официально указывающие на его статус плательщика НДС.

  • копия последней сданной декларации по НДС/ее титульного листа с отметкой Налоговой инспекции о ее принятии;
  • копия Книги продаж (далеко не все партнеры готовы предоставить этот документ и рассекречивать список своих партнеров и обороты);
  • регистрационные документы (в том числе, выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП).

Также можно попросить у потенциального партнера письмо на ее фирменном бланке о применяемой системе налогообложения. Данное письмо составляется в свободной форме и содержит реквизиты организации, контактные данные и начало работы на ОСНО. Подписывается документ главным бухгалтером или руководителем.

Важно понимать, что предоставление всех указанных сведений контрагентом осуществляется на добровольной основе. Но обычно в бизнес-сообществе с пониманием относятся к подобным просьбам при заключении договора и предоставляют имеющиеся у них документы только если они не содержат сведений, представляющих коммерческую тайну.

Самостоятельная проверка контрагента

Какие меры компания может предпринять, чтобы обезопасить себя от недобросовестных контрагентов и на что важно проверить контрагента?

В числе критериев, на которые стоит обратить внимание, можно отметить:

  • правильность указания реквизитов в полученном от компании счете-фактуре;
  • действительность ее регистрационных данных (не исключена ли компания из реестра юрлиц и индивидуальных предпринимателей), не входит ли компания в список ликвидируемых;
  • проверка высшего руководства на предмет дисквалификации;
  • не является ли компания фирмой-однодневкой;
  • наличие задолженности по налогам и сборам;
  • форма налогообложения.

Сегодня существенный массив сведений о юридическом лице можно получить из электронных сервисов ФНС (они объединены в блоке «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?»).

Сервис «Сведения о госрегистрации юрлиц, ИП, крестьянских/фермерских хозяйств» (https://egrul.nalog.ru) позволяет понять, зарегистрирована ли компания в принципе, данные о ее руководстве и пр. Здесь же доступна для скачивания выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Сервис проверки счетов-фактур (http://npchk.nalog.ru) позволяет проверить корректность представленного счета-фактуры. Так как по новым правилам с 2015 года сведения в декларацию по НДС должны содержать данные из Книги покупок и продаж, то указанный ресурс позволит сэкономить время на выявление ошибок в декларации.

Поиск может вестись по ИНН/КПП организации.

Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц

(https://service.nalog.ru/disqualified.do) позволяет по ФИО, наименованию и реквизитам юрлица проверить, не входит ли руководитель в список дисквалифицированных.

Также можно поискать руководителя в перечне тех, кому запрещено руководство организацией.

Одними из признаков того, что компания является фирмой-однодневкой являются: то, что по ее юрадресу зарегистрировано сразу нескольких юридических лиц (так называемые «адреса массовой регистрации», проверка по данному критерию может вестись по адресу https://service.nalog.ru/addrfind.do); то, что ее руководитель является учредителем одновременно нескольких юрлиц (проверить эти данные можно по адресу https://service.nalog.ru/mru.do).

Сервис «Сведения о юрлицах, имеющих задолженность по уплате налогов/не представляющих отчетность» позволяет выявить юрлиц с задолженностью перед бюджетом. Если компания есть в данном списке, это повышает риски того, что она не перечислит НДС и его невозможно будет зачесть в дальнейшем.

Обращение в налоговую

Обращение в ФНС в целях уточнения информации, является ли поставщик плательщиком НДС и насколько добросовестно им исполняются его обязательства по уплате налогов и представлению отчетности, будет обычной тратой времени.

ФНС не обязана разглашать подобные сведения по запросу налогоплательщиков и скорее всего оставит запрос без внимания.

Подтверждением такой позиции налоговиков является распространенное им в 2015 году письмо о наличии всей информации, не представляющей коммерческую тайну, в открытом доступе.

В 2016 году Налоговая инспекция сообщила о своих планах сделать информацию о применяемых компанией спецрежимах общедоступной. Т.е. сервис позволит узнать, уплачивает ли налогоплательщик НДС или он освобожден от него на законных основаниях. Но пока данный ресурс не доступен рядовым налогоплательщикам.

Контур-Фокус

Система «Контур.Фокус» позволяет бухгалтеру произвести предварительную комплексную проверку контрагента для снижения рисков снятия вычета по НДС. При этом бухгалтер сам выбирает перечень критериев (от 1 до 12) для проверки своих потенциальных партнеров на предмет их благонадежности.

В число указанных критериев входят, в частности:

  • тот факт, что компания была зарегистрирована недавно;
  • организация находится на стадии банкротства или ликвидации;
  • в число ее руководителей входят дисквалифицированные лица;
  • она выступает ответчиком/истцом по судебным спорам на крупную сумму;
  • в отношении нее открыто ряд исполнительных производств;
  • компания не проявляет признаков активности;
  • имеет негативные финансовые показатели;

Если в результате проведенной проверки выяснится, что компания получила отрицательную оценку сразу по нескольким критериям, то у проверяющей организации всегда будет возможность отказаться от заключения сомнительных контрактов.

Еще одним преимуществом ресурса является возможность отслеживать динамику оценки по всем указанным критериям по наиболее важным параметрам.

Также автоматизировать сверку данных по выставленным и полученным счетам фактурам можно через систему «Контур.Сверка».

Эта система отслеживает, чтобы в документах не было ошибок в реквизитах, расхождений по суммам, датам и номерам выставленных счетов-фактур. Но для того чтобы пользоваться сервисом «Контур.

Сверка» оба контрагента должны быть зарегистрированы в системе, чего удается добиться далеко не всегда.

Таким образом, проверка организации на предмет перечисления ею НДС в бюджет не входит в круг прямых обязанностей налогоплательщиков.

Но она требуется для того чтобы избежать возможных убытков, связанных с отказом в принятии НДС к вычету.

Спектр доступных ресурсов для предварительной проверки контрагента у организации ограничен и ни один из них не сможет гарантировать того факта, что поставщик перечислит в бюджет полученный от покупателя НДС.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва , Санкт-Петербург .

Налоговая тайна. Ответственность за разглашение

Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

Налоговая тайна и отечественный закон

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ №/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Почему тайна?

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Какие данные относят к налоговой тайне

Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

  • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
  • налоговые декларации;
  • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
  • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
  • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
  • личная информация;
  • патенты, ноу-хау, разработки организации;
  • сведения уровня коммерческой тайны.

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

  • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
  • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
  • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
  • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

Составить такой запрос имеют право:

  • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
  • следственные органы;
  • суд;
  • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

Заполнение декларации по НДС: памятка о составлении и предоставлении

Закончились новогодние каникулы, и многие бухгалтеры переместились из‑за праздничного стола прямиком за рабочий: стартовала очередная декларационная кампания по НДС и учетным работникам необходимо представить отчетность по этому налогу за истекший квартал инспекторам.

К счастью, никаких глобальных изменений в порядке декларирования не произошло, так что бухгалтер спокойно может использовать собственный опыт, полученный им при прохождении кампаний I – III кварталов 2015 года, однако, по нашему мнению, будет нелишним вспомнить некоторые ключевые моменты, связанные с процессом составления и сдачи декларации по НДС.

Кто должен сдавать декларацию по НДС

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ сдача декларации по НДС в налоговую инспекцию по месту своего учета обязана производиться организациями и индивидуальными предпринимателями, признающимися плательщиками данного налога.

Кроме того, названная обязанность возлагается также на хозяйствующих субъектов, не являющихся плательщиками НДС и освобожденных от уплаты налога на основании ст. 145, 145.1 НК РФ, в случаях исполнения ими обязанностей налогового агента в соответствии со ст. 161 НК РФ либо выставления (даже единичного) ими в адрес покупателя счета-фактуры с выделением суммы налога (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Представим приведенную информацию в виде таблицы:

Нулевая декларация по НДС или единая (упрощенная) декларация?

А как поступить налогоплательщику, если он в течение налогового периода (например, IV квартала 2015 года) не вел деятельности? Ведь в таком случае он не осуществлял операций, облагаемых НДС.

По общему правилу (абз. 2 п. 2 ст. 80 НК РФ) он должен подать в налоговый орган по месту своего учета единую (упрощенную) налоговую декларацию по НДС[1], если в течение налогового периода у него одновременно выполняются два условия:

  • отсутствует движение денежных средств на счетах в банках или кассе;
  • не возникает объектов налогообложения по соответствующему налогу.

Однако в отношении отчетности по НДС всегда существовали специальные правила.

Так, до утверждения новой формы налоговой декларации по НДС, а также порядка заполнения декларации по НДС, применяемых начиная с подачи отчетности за I квартал 2015 года[2], единая (упрощенная) декларация вместо декларации по НДС представлялась при условии, что в соответствующем налоговом периоде (квартале) отсутствовали операции, подлежащие отражению в налоговой декларации по НДС, о чем прямо говорилось в порядке заполнения декларации по НДС, действовавшей ранее. Таким образом, в ситуации, когда налогоплательщик временно приостанавливал предпринимательскую деятельность, он имел право подавать только единую (упрощенную) декларацию (если, конечно, в течение налогового периода он не совершал никаких операций, подлежащих отражению, в том числе и в разд. 7 декларации по НДС).

То есть, чтобы определить, какую именно декларацию он должен был представить налоговикам, налогоплательщику достаточно было ответить всего на два вопроса и действовать в зависимости от ответа на них (для наглядности представим этот алгоритм в виде схемы):

Можно ли использовать приведенный алгоритм в настоящее время?

Дискуссионный вопрос. С одной стороны, из ныне действующего Порядка заполнения декларации по НДС (далее – Порядок заполнения) исчезло упоминание о возможности замены налоговой декларации по НДС на единую (упрощенную) в описываемом случае: согласно п.

3 Порядка заполнения декларации по НДС все налогоплательщики (налоговые агенты) представляют титульный лист и разд. 1 декларации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (а применительно к ситуации с отсутствием деятельности налогоплательщика никаких оговорок данная норма не содержит). Более того, ФНС в Письме от 10.02.

2014 № ГД-4-3/[email protected] утверждала, что налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по НДС независимо от того, осуществлялись ли им в соответствующем налоговом периоде хозяйственные операции[3]. По мнению ведомства, положениями гл.

21 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщиков от представления в налоговые органы налоговых деклараций в случаях, когда такие налогоплательщики не осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Но, с другой стороны, в соответствии с п. 5.1 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию подлежат включению сведения, отраженные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика (см. также Письмо ФНС России от 16.10.2015 № СД-4-3/18072), а в силу п.

4 Порядка заполнения декларация составляется именно на основании названных регистров, а также на основании данных регистров бухучета налогоплательщика.

Поскольку в отсутствие деятельности указанные регистры не ведутся и никаких сведений не содержат, в состав декларации включать просто нечего, а представление титульного листа и пустого разд. 1 лишено какого‑либо смысла…

Все это верно, однако непредставление декларации является налоговым правонарушением и существует риск быть привлеченным к ответственности по ст. 119 НК РФ (мера ответственности, которая может быть применена в нашем случае, –руб.).

Значит, по мнению автора, за налоговый период, в котором налогоплательщик не вел хозяйственной деятельности, имеет смысл представить контролерам нулевую декларацию по НДС. В ней не нужно заполнять все разделы, достаточно двух страниц – титульного листа и разд. 1. Никаких особых отметок о том, что декларация нулевая, делать не надо.

Для первичной декларации в поле «Номер корректировки» ставится 0—, в уточненной – номер корректировки (например, 1—, 2— и т. д.).

Поскольку мы говорим о декларации за IV квартал 2015 года при заполнении показателя «Налоговый период (код)» следует указывать 24, а показателя «Отчетный год» – 2015.

Что же касается представления единой (упрощенной) декларации, то положения п. 2 ст. 80 НК РФ никто не отменял. Следовательно, если у налогоплательщика возникла обязанность по ее подаче, представлена она должна быть в срок не позднее 20.01.2016 (абз. 4 п. 2 ст. 80 НК РФ).

Сроки сдачи декларации по НДС в 2016 году

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ в действующей редакции крайним сроком сдачи декларации по НДС является 25‑е число месяца, следующего за истекшим кварталом. Сроки сдачи отчетности в 2016 году приведены в таблице:

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность.

Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной.

Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками.

В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст.

102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной.

Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания).

Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ.

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

К налоговой тайне не относятся сведения, полученные налоговыми органами и другими госструктурами, относимые к исключениям, указанным в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ. Они следующие:

  • ИНН.
  • Сведения о налогоплательщике, ставшие общедоступными, включая те, которые стали такими с его согласия. В наиболее полном виде общедоступная информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ. В настоящее время ее может получить на сайте ФНС любой заинтересованный пользователь, указав в запросе наименование и ИНН или ОГРН интересующего юрлица.
  • Сведения о нарушениях плательщика, связанных с налоговым законодательством, включая недоимки, пени и штрафы, имеющиеся у него.

Как узнать о наличии задолженности физлица по налогу на транспорт, как узнать сумму налога по ИНН см. статью: «Как узнать транспортный налог по ИНН (без регистрации)?».

  • Сведения, предоставленные налоговыми или правоохранительными органами других стран, переданные в рамках международных договоренностей о сотрудничестве указанных ведомств этих стран с РФ.
  • Информация о применении налогоплательщиком спецрежимов или участии его в консолидированной группе плательщиков налогов.
  • С июня 2016 года среднесписочная численность работников за предшествующий год не относится к данным, составляющим налоговую тайну.
  • С этого же периода не является тайной информация об уплаченных налогах, взносах и сборах организации за предыдущий год. Исключения — сведения о суммах таможенных сборов, взимаемых в рамках ЕАЭС, а также суммах, переведенных в рамках обязательств налогового агента.
  • Информация о размере доходов и расходов за предшествующий год, предоставленная в налоговые органы в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • С 2016 года открытой считается также информация о постановке на учет организаций и физических лиц других стран.

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Перечень предоставляемой в налоговые органы информации, разрешенной для разглашения, строго ограничен. Значит, в состав налоговой тайны включаются сведения, не указанные в вышеприведенном списке исключений.

Сюда можно отнести любую информацию о производственных процессах, проходящих в компании, о партнерах организации и условиях сделок.

Под данными, составляющими налоговую тайну, понимаются и сведения, полученные в рамках проведения налоговых проверок, данные, полученные от органов, выдающих лицензии, учреждений соцзащиты, медицинских и образовательных учреждений, нотариальных контор и банков.

В частности, к тайным относятся сведения, содержащиеся в специальных декларациях, поданных гражданами в рамках закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

ПроБухучет

В Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) были внесены поправки. В связи с этим возникла необходимость уточнения таких нюансов, как: кто обязан подавать декларацию, сроки исполнения представления этого документа, какие сведения содержит декларация по НДС и можно ли ее подавать на бумажном носителе?

Декларация по НДС: разъяснения изменений в законодательстве

В чью обязанность входит подача декларации?

Статья 174 НК РФ уточняет, что обязанность по подаче налоговой декларации по НДС возложена на:

плательщиков налога на добавленную стоимость;

лиц, которые не являются налогоплательщиками данного налога или освобождены от этой обязанности, в том случае, если они выставляют покупателю счета-фактуры с отдельно указанной суммой НДС;

налоговых агентов независимо от того, являются ли они плательщиками НДС или не являются ими. Все случаи, в которых предприниматели или организации выступают налоговыми агентами по НДС, перечислены в статье 161 НК РФ.

В других случаях у субъектов хозяйствования обязанностей по предоставлению декларации по НДС не возникает. Это также касается и ситуаций, когда освобожденные от подачи таких деклараций лица осуществляют деятельность (получают или выставляют счета) в интересах других лиц, а именно:

при осуществлении функций застройщика;

по договорам транспортной экспедиции;

по агентским, комиссионным договорам, которые предполагают реализацию и/или приобретение товаров/услуг/имущественных прав от имени агента/комиссионера.

Статья 174 НК РФ предусматривает, что в таких случаях субъект хозяйствования обязан предоставлять в налоговую по месту учета журнал с зафиксированными счетами, которые касаются такой деятельности.

С 1 января 2015 года такой журнал обязаны вести только те субъекты, которые ведут деятельность в интересах третьего лица. Срок подачи журнала – не позже 20 числа следующего месяца, после истекшего налогового периода — квартала.

Подается этот документ в электронном виде.

Сроки и форма предоставления декларации

Законом №382-Ф3 от 29 ноября 2014 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» изменена крайняя дата подачи декларации по НДС.

Сейчас этот документ должен быть подан в налоговую не позднее 25 числа следующего месяца после того как истек налоговый период.

Декларация подается в электронном виде через оператора документооборота по телекоммуникационным каналам связи. Такой порядок введен с 01 января 2014 года.

На бумажном носителе декларация по налогу на добавленную стоимость могут подавать только налоговые агенты, которые не являются налогоплательщиками или освобожденными от этой обязанности, если они:

не выставляют своим покупателям счета с выделенным НДС;

не осуществляют деятельность в интересах другого лица;

имеют соответствующий статье 80 НК РФ штат сотрудников (не более 100 человек за год в среднем исчислении).

Форма декларации и сведения, которые в ней отражаются

С первого квартала 2015 года введена новая форма декларации по налогу на добавленную стоимость (с новыми сведениями), которая утверждена Приказом Налоговой Службы №ММВ-7-3/[email protected]

Если налогоплательщик предоставил декларацию на бумажном носителе, хотя обязан был это сделать в электронном виде, то она не считается предоставленной. Это нарушение облагается штрафом в размере 200 рублей, в соответствии со статьей НК РФ 119.1.

Кроме того, Законом №134-Ф3 от 28 июня 2013 года внесены изменения в статью 174 НК РФ в части сведений, которые необходимо указывать в декларации по налогу на добавленную стоимость. Это отражено в новой форме декларации.

Источник: http://rusjurist24.ru/yavlyaetsya-li-deklaraciya-po-nds-kommercheskoj-tajnoj.html